Previous Entry Share Next Entry
Некруглая дата невозможного события
hamster_96
В этот день 15 апреля 74 года тому назад случилось событие, которого быть, в принципе, не могло. Если смотреть на мир с обыденной, потребительской точки зрения. Но оно произошло. 15 апреля 1942 года в осаждённом Ленинграде был пущен пассажирский трамвай.

Когда читаешь про те дни и тех людей, не покидает ощущение, а люди ли это. Стойко стойкости, мужества, веры в будущую победу. Невероятно.

Но, к сожалению, есть те, кто хочет у нас отобрать, заставить забыть, проклясть эти и героические и трагические события. Нельзя позволить этому случиться.



    8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска захватили город Шлиссельбург, полностью перерезав тем самым все наземные пути сообщения между городом на Неве и остальной страной. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные коммуникации. Началась блокада Ленинграда. Сообщение в первые месяцы могло поддерживаться только с помощью воздушного моста.

    В осаждённом городе сложилась критическая ситуация. Не хватало для обеспечения жизни не только продовольствия, но и топлива, электроэнергии.

    В течение сентября 1941 года были потеряны Свирская, Дубровская, Раухиальская электростанции, которые обеспечивали основную часть потребности Ленинграда в электроэнергии. Была разорвана связь с Волховской ГЭС. В самом Ленинграде оставалось работать лишь пять не очень крупных тепловых электростанций. В городе были приняты самые жёсткие меры по экономии электроэнергии. Однако топлива даже для такого урезанного, крайне скудного электропайка всё равно катастрофически не хватало.

    К декабрю 1941 года городские запасы угля и даже дров почти полностью закончились. Их не оставалось даже для нормальной работы важнейших предприятий и учреждений Ленинграда, хлебозаводов, госпиталей. В середине декабря директор 1-ой Ленинградской ГЭС писал: «Вынуждены сбрасывать [расходовать] аварийные запасы [угля], что считаю совершенно недопустимым... Прошу немедленной помощи».

    Из-за нехватки топлива и электричества начала останавливаться работа важнейших оборонных заводов, перестал действовать водопровод, канализация, нарушилась связь между предприятиями, учреждениями и другими организациями Ленинграда. 8 декабря полностью остановился городской транспорт: троллейбусы и трамваи. Из записи в дежурном журнале Энергослужбы Лентрамвая: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08.12.1941. Движение не возобновлялось.»

    С началом битвы за Ленинград, когда почти весь имеющийся автомобильный транспорт был мобилизован для нужд фронта, городской трамвай стал не просто видом общественного транспорта. Он приобрёл ещё важное военное значение для обороны города.

    Трамвай перевозил раненых к госпиталям, доставлял людей и грузы для строительства новых оборонительных линий. Грузовые вагоны в усиленном режиме перевозили оборудование, сырьё, топливо для заводов и фабрик. Развозили по городу хлеб и продукты. Военный совет фронта возложил на ленинградский трамвай перевозку воинских подразделений, боеприпасов, техники. Трамвайные пути превратились в важнейшие фронтовые магистрали.
    И вот, с декабря 41-ого трамвайные вагоны замерли прямо на улицах Ленинграда. Не хватало электричества. Даже для госпиталей. Казалось, город умирает.

    Работники электростанций собирали остатки топлива где только возможно. Был даже разрешён снос всех деревянных построек в черте города. Тогда же частично был разобран деревянный саркофаг, укрывавший знаменитого Медного всадника.

    Положение улучшилось лишь в конце февраля 1942 года, когда героическими усилиями инженеров-энергетиков и рабочих удалось переделать несколько котлов электростанций для использования в качестве топлива не уголь, аторф, запасы которого в Ленинграде были. А уже 28 февраля 1942 года горком ВКП(б) постановил открыть с 10 марта грузовое трамвайное движение; с 15 апреля — пассажирское.

    8 марта 1942 года в город вернулись первые грузовые трамваи. С их помощью ленинградцам удалось, буквально за считанные недели, расчистить улицы от мусора, снега, нечистот. Город начал жить ожиданием пуска пассажирского трамвая. По решению горисполкома первые пять маршрутов должны были выйти на улицы Ленинграда 15 апреля.

    Ранним утором одновременно из шести трамвайных парков на линию вышли 116 поездов из 317 вагонов. Пуск трамвая превратился для ленинградцев в настоящий праздник.

    Водитель трамвая М. Иванова вспоминала этот день: «Для измученных блокадой людей это был настоящий праздник. И не передать, как со слезами на глазах встречали они первые ожившие вагоны».

    Писательница Вера Кетлинская так запомнила тот день: «Это... был для нас символ возрождения, символ жизни. Мы бежали, мы... были слабы, но мы бежали на наших непрочных распухших ногах за этим вагоном. Я помню, как кричали: «Позвони ещё!» Такой радостью был этот трамвайный вагон».

    Пуск ленинградского трамвая не остался незамеченным и врагом, вселив в гитлеровцев чуть ли ни мистический ужас. Один из пленных фашистов так вспоминал тот апрельский день: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки... Чёрт возьми,... они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?! Зачем мы кричали... о нашей победе, если они... пустили трамвай?!»

    С того весеннего дня, 15 апреля 1942 года, ни авиационные налёты фашистов, ни их артиллерийские обстрелы осаждённого города не могли уже остановить работу ленинградского трамвая.

    За годы блокады нацистами было полностью уничтожено 69 км. трамвайных путей, выведено из строя 101 км. контактной сети, повреждено 1065 и полностью разрушено 153 трамвайных вагонов. За 1941-44 гг. в Трамвайно-троллейбусном управлении г. Ленинграда было уволено «по причине смерти» 3177 человек. На рабочих местах было убито 77, а ранено более 270 человек.

    285 работников за свой героический труд было награждено медалью «За оборону Ленинграда»; 74 были удостоены других различных орденов и медалей СССР.
    Через 33 года, в 1975 году, один из работников Лентрамвая Л.А. Сена написал стихотворение, посвященное своим сослуживцам, своим друзьям и тем героическим дням:
Друзья, навек мы помним с Вами,
Как треть столетия назад
Укрыт глубокими снегами
Был наш блокадный Ленинград.
И мы нередко вспоминаем,
Как словно призраки впотьмах,
Казались мертвыми трамваи
На замороженных путях.
Брели как тени Ленинградцы.
И, падая на снег без сил,
Порою не могли подняться.
Трамвай, как хлеб им нужен был.
Мы не были тогда в шинелях,
Но как победу ратных дел,
Мы помним день, когда в апреле
Трамвай на Невском зазвенел.
Ушли навеки дни блокады,
Настали мирные года.
Но мы горды, что Ленинграда,
Бойцами были мы тогда!



  • 1
Моя покойная маменька говорила, что выжила в Блокаду только из упрямства - вот не буду умирать, и все!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account