Previous Entry Share Next Entry
Немного о церковном и событиях вокруг (2)
hamster_96

В прошлой заметке я постарался описать сложившуюся на данный момент ситуацию, как её обозначил Патриарх Кирилл.

Если коротко, то он отметил, что в современных условиях при нынешнем положении дел невозможно будет сохранить единство и территориальную целостность страны, что, несомненно, имеет максимальный и непреложный приоритет.

Попробуем вычленить из «вступительного слова» те принципы, которые будут способствовать наиболее бескровному, в отличие от Украины, выходу из сложившейся ситуации и спасению как страны, так и народов, её населяющих.

Прежде всего, Патриарх указывает на невозможность опереться на различные реконструкции и реставрации как с одной, так и с другой стороны. (Как «красных», так и «белых» реконструкторов).

«Навсегда должна остаться в прошлом имущественная пропасть между «барином» и «мужиком», как бы барин и мужик не назывались сегодня. Эта та пропасть, которая до начала XX века отличала дореволюционную Россию... Точно также недопустимо и повторение антирелигиозных гонений...»

Что же тогда? Необходим поиск и оформление новой идеологической конструкции, хоть впрямую такие слова ещё и не произносятся.

Какие же требование к такой новой идеологической конструкции со стороны Патриарха и, будем надеяться, всей Русской Православной Церкви?

Их несколько.

Прежде всего, такая конструкция должна быть целостной и не должна создавать «искаженную и разорванную картину истории (России — h96), распадающейся на отдельные куски, подобно разбитому зеркалу».

Второе. В ней должен быть соблюден принцип преемственности, единой линией проходящей через все моменты русской истории. От начала и до последних дней. («В любые времена, несмотря на все реформы, революции, контрреволюции, Россия сохраняла свою цивилизационную основу»)


А также, обязательно присутствие в ней социальной справедливости и отсутствие антирелигиозных тенденций, как мы уже указали выше.

На данный момент ничего готового нет, поэтому, «нужен великий синтез».

Основные составляющие синтеза:

1) Духовные идеалы древней Руси.
2) Государственные и культурные достижения Российской империи.
3) Социальные императивы солидарности и равенства, провозглашенные в советском обществе.
4) Стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России.

( Весьма неоднозначно выглядит последний, четвертый, пункт, поскольку он входит в явные противоречия с тем, что заявляет Патриарх Кирилл как до, так и после этой фразы.)

Формула синтеза:

вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность.

Если внимательно присмотреться, то последние четыре составные части вместе уже как-то присутствовали в нашей истории. Очень, прямо скажем, напоминает состояние общества с середины 40-х до начала 50-х годов прошлого века.

Платформа для синтеза:

Единство русской культуры, «непрерывно и преемственно развивающейся на протяжении всей тысячелетней русской истории», впитавшая в себя христианские идеалы.

Творцом, создателем русской культуры, конечно же, является русский народ. Отсюда и вытекает его особая роль, особая миссия, а также и особые обязанности в новоотстроенном государстве. Впрочем, как и духовного первоисточника — Православной веры.

Если внимательно перечитать весь текст выступления, то можно даже обрисовать некий образ государства, представляемый Патриархом.

Прежде всего, оно должно строиться на основе принципов построения «континентальных» империй, в первую очередь, Российской империи. В качестве поясняющей аналогии можно привести планетарную модель атома. В центре — народ-держатель, т. е. русский народ. Отсюда и его особая роль в будущем строительстве. Вокруг же ядра, на подобие электронов, вращаются малые народы. В общем, всё имеет своё место и всё необходимо для существования друг друга. Сплошной «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь».

Добавлю немного собственных впечатлений от услышанной речи.

У кого-нибудь повернётся язык сказать, что это была лекция по богословию или религиоведению? Лично у меня нет. Это было, без сомнения, заявление именно идеолога. Надень на выступающего офицерский китель, пиджак с красным бантом или парадную рясу.

Я не сведущ во внутрицерковной политике, но, кажется, проблема возможного раскола с РПЦЗ со всеми их панвицами, йорданами, русскими корпусами и прочими власовыми из области истории и гипотетической возможности вновь начинает выходить на первый план.

По своей силе это «вступительное слово» вряд ли меньше, чем выход на центральное телевидение главы государства с заявлением о том, что в истории России есть два величайших предателя: Николай Второй и Горбачев. А прах Яковлева необходимо выкопать, сжечь и жахнуть в самоуничтожающейся на высоте 3000 метров ракете комплекса "Искандер" с территории Калининградской области в сторону Запада. Не меньше.

И в заключение приведу несколько новостей, связанных, как мне представляется, единой логикой.

Итак.

5 ноября — Президентом РФ подписан закон, запрещающий символику профашистских организаций.
5 ноября — выступление Президента РФ перед историческим сообществом в музее современной истории России.
11 ноября — вступительное слово Патриарха Кирилла к Всемирному русскому народному собору.
16 ноября — досрочный отъезд В. В. Путина с саммита G20.
17 ноября — проскочила новость (ТАСС) : «В Совете Федерации поддерживают идею возвращения в школьную программу романа «Как закалялась сталь». С хитрющей формулировкой: «...роман... для многих людей с ограниченными возможностями является настольной книгой». Ага! Всё именно так.

Вам не показалось, что это, хоть и разновеликие, но всё-таки звенья одной и той же цепи?

PS Отличная заметка об этом же событии появилась в журнале gregonavt.



  • 1
Практически все из того что сказал Патриарх бесконечно радует. Надеюсь, что отец Дмитрий Смирнов, его друг Артемий Владимирский (ярые антисоветчики) и иже с ними внимательно прочитают обращение Патриарха и внесут коррективы в свои публичные проповеди.

Меня терзают смутные сомнения относительно многих и многих представителей РПЦ. Особенно после объединения с РПЦЗ.
Не думаю, что последнее выступление Патриарха снизило степень накала страстей внутри церкви. Посмотрим, что будет. Думаю, многие тенденции уже проявятся в течение ближайших 6-8 месяцев.

Ну, тут уж либо "вши победят советскую власть, либо советская власть вшей". Я-то,конечно, желаю победы Патриарху.

Чтобы не говорили об отделении Церкви от Государства, Церковь была и остается социальным институтом, оказывающим на общество (пусть в большей части светское) влияние. Это влияние может быть позитивным или негативным, но оно безусловно ощущается. Поэтому очень многие церковные иерархи могут иметь, кроме веры, пардон за грубость, свой собственный интерес и видение того, как и на что влиять, чтобы интерес реализовался. Поэтому отец Смирнов, Степанов с "Русской народной линии" и иже с ними в проповеди могут вносить коррективы, но сущность свою не изменят.

Христианское добродетели, в первую очередь терпение и смирение, можно обратить во зло, превратив паству в стадо безвольных и неспособных на борьбу подданных. "Великий Инквизитор" Достоевского, он и об этом тоже.

"( Весьма неоднозначно выглядит последний, четвертый, пункт, поскольку он входит в явные противоречия с тем, что заявляет Патриарх Кирилл как до, так и после этой фразы.)"

Согласен, что 4-е притянуто за уши. Но раз он сказал, про синтез всех исторических периодов, то надо брать все.

Из песни слов не выкинешь. :)
Хотя подозрения в остаточной толерантности не может не закрадываться в душу. Но мы их гонем. ;)

По сравнению со всем предыдущим Патриарх совершил фантастический рывок. Огрехи будем подчищать.

Отличная заметка на ту же тему появилась у gregonavt.
Интересующимся - рекомендую.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account