Previous Entry Share Next Entry
Мифотворчество имени Его Императорского Величества. Железный пояс империй
hamster_96

В последнее время мне, по какой-то не очень понятной закономерности, всё чаще и чаще приходится сталкиваться в сети с представителями достаточно радикальных антисоветских, скажем так, «белых» взглядов, ориентированных на монархическое прошлое России. И всё бы было бы достаточно терпимо, но, к сожалению, в попытках доказать правоту своих идей и воззрений, некоторые из них часто переходят из области оперирования фактами к области, прямо скажем, мифотворчества, что, естественно, сильно удручает.



По какой-то пока ещё плохо изученной наукой причине разнообразием эти мифы не отличаются, а повторяемость их в качестве аргументов в спорах резко увеличивается.

Одним из примеров может служить сказка про «бесплатное обязательное начальное образование» в Российской империи, о которой я не так давно писал.

Сегодня же я постараюсь разобрать ещё один «аргумент», который нередко применяют в споре не сильно «подкованная» часть сторонников монархических идей, пытаясь доказать превосходство Российской империи над «ужасным большевицким режимом».

Наиболее употребляемый вариант булкохрустного мифотворчества выглядит, приблизительно, так:

Сеть железных дорог в России покрывала 74 000 вёрст (одна верста равняется 1,067 км), из которых Великий Сибирский Путь (8000 вёрст) был самым длинным в мире. В 1916 г., т. е. в самый разгар войны, было построено более 2000 вёрст железных дорог, которые соединили Северный Ледовитый океан (порт Романовск) с центром России.

К 1917 г. в России находилось в эксплуатации 81 116 км. железной дороги и 15 000 км. было в постройке. В Царской России в период с 1880 по 1917 гг., т. е. за 37 лет, было построено 58 251 км., что даёт средний годовой прирост в 1575 км. За 38 лет советской власти, т. е. к концу 1956 г., было построено всего лишь 36 250 км., что даёт годовой прирост лишь в 955 км.


Естественно, возможны различные вариации, но я постарался выбрать наиболее полный и развёрнутый образец, с которым и будем разбираться.

Итак, приступим.

Начнём, как говориться, с начала, т. е. с самого первого предложения.

Действительно, верста — это, приблизительно, 1,067 км. Но дальше уже начинаются вопросы.

Например, я нигде, ни в одном справочнике или источнике не указывается на то, что длина железных дорог Российской империи, находящихся в эксплуатации составляла бы 74000 верст. Различные источники дают несколько различные варианты этой цифры, но все сходятся на интервале от, приблизительно, 66000 вёрст [1] до 68370 вёрст в любимом булкохрустами издании «Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник» [2]. Причём во втором источнике на 1913 год указана длина всех дорог как общего пользования, так и местных линий необщего пользования. Прошу на это обратить внимание и запомнить, поскольку это понадобится в дальнейшем.

В любом случае, говорить о 74 киловёрстах железнодорожных магистралей как-то неудобно, да и язык не поворачивается. Ну да ладно.

В 1914 году началась Первая Мировая война. Железных дорог, естественно, это коснулось самым непосредственным образом.

Затронуло это и строительство новых веток стальных магистралей, которое, конечно, велось как в непосредственной близости от основного театра военных действий, так и в глубоком тылу. Но тут, даже по самым оптимистичным источникам, не выходит более 5 — 5,5 тыс. вёрст хоть по балансу ж/дорог на 1917 год [1], хоть по другим источникам [3].

Казалось бы, приблизительно, 68,5 тыс. вёрст на 1913 + 5,5 тыс. вёрст постройки во время войны к 1917 — вот и получиться пресловутая цифра в 74 тыс. вёрст.

Ан, нет.

Первая Мировая, как известно, для России складывалась, мягко говоря, не очень удачно. И к началу 1917 года, хотя и были территориальные приобретения, например, в Галиции, где была своя сеть железных дорог, но оставление огромного польского промышленного района и немалую долю Прибалтики дало больше минусов, чем плюсов по общей протяжённости путей.

Так, в 1917 году эксплуатационная длинна железных дорог Российской империи оценивалась в, приблизительно, 60 тыс. вёрст [1]. Запомним эту цифру, поскольку её можно будет в первом приближении считать стартовой для оценки железнодорожного наследства, доставшегося СССР.

Конечно, при очень сильной степени вредности и занудства можно вычесть из неё ещё пару тройку тысяч вёрст, вспомнив, что туда входили, например, галицийские и прибалтийские дороги, но не будем мелочиться.

Итак, получается:

1) Общая эксплуатационная длина железных дорог Российской империи к 1917 году составляла чуть менее 60 тыс. вёрст или же около 64 тыс. км., а никак не 81 тыс. км.

2) Строительство новых железных дорог в период с 1880 по 1913 гг. указаны в таблице [2].


Годы Открыто для движения дорог (в верстах)
казной частными обществами всего
1881-1890 5023 2349 7372
1891-1900 7750 11272 19022
1901-1909 7542 3678 11220
1910 1177 468 1645
1911 193 1386 1579
1912 164 586 750
1913 733 248 981
Итого 22582 19987 42569


Если накинуть ещё порядка 5,5 тыс. верст отстроенных за войну, то получим 48 тыс. вёрст, что в среднем даёт прирост за 37 лет в 1297 версты в год или же 1384 км/год.


Теперь о железнодорожном строительстве в СССР.


Поскольку за показатель почему-то взят 1956 год, то, не долго думая, просто лезем в соответствующий справочник [5].

И что мы видим?

На конец 1955 года в Советском Союзе насчитывалось 120,7 тыс. км. железных дорог. Но, в таблице указано, что это только дороги общего пользования, а ещё есть маленькая сносочка, говорящая о том, что на начало 1955 года протяжённость железнодорожных путей необщего пользования составляло 78,3 тыс. км.

Итого, получаем общую эксплуатационную длину железных дорог 120,7 тыс. км + 78,3 тыс. км. = 199 тыс. км. (для 1913 года учитывалось оба показателя).

Но это ещё не всё.

Вспомним, что в Великую Отечественную войну нацисты, отступая, старались разрушить всё, до чего могли дотянуться. Не исключение и железные дороги, которые пострадали на оккупированных территориях особенно сильно.

За время войны и нескольких послевоенных лет железнодорожники восстановили, а по сути, отстроили заново, по различным оценкам, около 50 — 52 тыс. км. путей.

Итак, получается, 199 тыс. км. + 52 тыс. км. ~ 250 тыс. км. Вычитаем из полученной цифры 64 тыс. км., доставшихся по наследству от Российской империи, и выходит, что в среднем за 37 лет прирост составит 5027 км/год.

Думаю, что комментарии не нужны.

Но, на самом деле, это ещё не всё. В полученном результате никак не учитывается то, что Советскому Союзу пришлось перестраивать доставшуюся ему от Российской империи железнодорожную сеть. Всю. Полностью.

Но об этом — в другой заметке.



Литература:

1. Статистический сборник за 1913 — 1917 гг. (Выпуск второй). Труды Центрального Статистического Управления том VIII, выпуск 2, М. 1922
2. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. С-П. 1995
3. Железнодорожные войска России. Кн. 1. На службе Российской империи: 1851–1917. — М. 2001
4. Статистический ежегодник 1913 г. (Совета съездов представителей промышленности и торговли). С-П. 1913
5. Народное хозяйство в СССР в 1956 г. (Статистический сборник)
6. История железнодорожного транспорта Советского Союза. Том 3. 1945—1991
7. Ковалев И. В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) М., 1981








  • 1
блестящая аналитика

то ли ещё будет!
мне очень нравится, когда булкохрустецы рассказывают о том, что в начале ПМВ у России была самая сильная авиация (что формально правда), самый сильный подводный флот (что тоже формально правда), и что в России при Николае 2 были учреждены танковые войска, правда, когда задаёшь вопрос, какой отечественный танк был у них на вооружении, то очень конфузятся, потому что этот танк был ОДИН, и назывался Царь-танк )

http://periskop.livejournal.com/1389899.html

И здесь парочка образцово-показательных булкохрустов пытается спорить со спецом.

Спасибо за наводку. Ссылка на очень интересный пост.

Спасибо за материал!

Дороги для России были всегда головной болью, но без них не возможно государству с такими территориями прожить. Спасибо. Порадовался за нас. Но сколько ещё предстоит сделать для того, чтобы наши дороги из нашей беды превратились в нашу гордость.

Добавлю, что многие однопутные железные дороги переделывались в двухпутные. Наверняка в статистике километр двухпутки не равен двум километрам однопутки.

Равен.
Кроме переделки верхнего части пути, перешивки дорог на двух и более путные, при Советском Союзе ещё шла активная электрификация железных дорого, которая в статистики новых никак не учитывалась, а шла отдельной строкой.
Как говорят спецы, стоимость электрификации км. дороги вполне сравнима со стоимостью постройки этого же километра.
Но я не проводил анализ кап. вложений, а пытался разобраться именно с самим (безмерно наглым) мифом.

Достаточно емкая подборка...)))))))
Стоит внимания.
И приведены Факты.
Факты,весомы,и многое говорят.Видно,что знаете хорошо ,Имперскую историю.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account